Внимание, слух ребёнка!
Обратите внимание на слух Вашего ребенка!
Аудиологический скрининг (оценка состояния слуховой функции) – одно из важных обследований, обязательно проводимых в первые месяцы жизни ребенка. В результате этого обследования выявляются в ранние сроки дети с нарушением слуха.
Слух – одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать.
Орган слуха – ухо, которое состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.
Звук поступает по наружному слуховому проходу и вызывает колебания барабанной перепонки, приводя в движение систему слуховых косточек среднего уха. Слуховые косточки передают колебания в улитку внутреннего уха. Волосковые клетки улитки превращают колебания в электрические импульсы. Электрические импульсы по слуховому нерву передаются в мозговые центры распознавания речи.
Нарушение слуха возможно как во внутреннем ухе, так и в среднем, и в наружном.
Обратите серьезное внимание, если Ваш ребенок (аудиологический скрининг):
В возрасте
от 0 до 3 месяцев:
- не проявляет реакцию на громкие шумы и звуки
- не просыпается от громких звуков и голосов
- не реагирует на голос
- не успокаивается при утешении голосом
- не улыбается, когда с ним разговаривают
от 3 до 6 месяцев:
- не поворачивает голову и не смотрит в ту сторону, откуда поступает звук
- не проявляет интерес к музыкальным и шумовым игрушкам
- не вокализирует, чтобы привлечь к себе внимание
- не пугается громкого голоса
от 6 до 12 месяцев:
- не реагирует на свое имя и на голоса окружающих людей
- не лепечет, даже если играет сам с собой
- не имитирует звуки взрослых
- не может определить на слух, откуда поступает бытовой звук или голос члена семьи
от 1 года до 1,5 лет:
- не выполняет простые поручения
- имеет словарный запас меньше 10-15 слов
- не говорит «мама» или «папа»
- не показывает на известные ему предметы и людей, когда их называют
от 1,5 до 2 лет:
- не понимает простые вопросы и не может ответить «да» или «нет»
- не понимает простых предложений
- не показывает названный предмет на картинке по Вашей просьбе
- выполняет простые поручения только в случае, если взрослый сопровождает устное высказывание жестовым дополнением
- не отзывается на свое имя
- не умеет составлять двусложные предложения
от 2 до 3 лет:
- не понимает большинство глаголов, обозначающих действия говорит слова неразборчиво
- не повторяет простые предложения
- не отвечает на простые вопросы
Программа реабилитационных мероприятий, проводимых при обнаружении нарушения слуха:
- Дополнительное всестороннее обследование слуха.
- Раннее начало занятий с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речевой функции с последующим решением о слухопротезировании с помощью слуховых аппаратов.
- Возможные варианты компенсации потерь слуха:
- при малых и средних потерях слуха – максимально раннее слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов
- при глубоких нарушениях слуха – проведение операции кохлеарной имплантации
- лечение и/или установка слухового аппарата костной проводимости.
- Реабилитация, направленная на развитие слухового восприятия и речевой функции.
При нарушении во внутреннем ухе:
При нарушении в наружном и среднем ухе:
Помните, от того как вовремя вы обратите внимание на возможную проблему со слухом у вашего ребёнка, зависит его дальнейшее физиологическое и психо-эмоциональное развитие. Будьте на страже здоровья ребёнка и при первых признаках потери слуха обращайтесь к специалистам!